Дэвид Боуи

   "Практически все, что появилось в рок-музыке за последние 25 лет - это объедки со стола, за которым идет пиршество Боуи". Чья это фраза - к сожалению, не знаю, но немалая доля правды в ней есть. Дэвид Боуи начал писать музыку еще в 60-х, и пишет по сей день: в прошлом году вышел в свет его новый альбом Reality. Но пик его карьеры как рок-музыканта пришелся на 70-е, именно в эти годы Дэвид Боуи записал свои наиболее значимые для рок-музыки творения.
   Дэвид Боуи не был готом, но, тем не менее, влияние на готику оказал немалое, в частности: 1) как глэм-рокер первой половины 70-х, 2) как музыкальный новатор конца 70-х, 3) как актер 80-х.
   И прежде чем перейти к более подробной биографии нашего героя, давайте сначала рассмотрим эти 3 пункта (раз уж мы на Иркутском готическом портале! :))

   1. В первой половине 70-х в Британии сформировалось течение рок-музыки, получившее название глэм-рок, визитной карточкой которого была прежде всего визуальная сторона: стильная, яркая, часто облегающая одежда, крашенные волосы, обильный грим на лице, андрогинная внешность, манерное поведение исполнителей, концертные выступления с элементами театрализации и шоу. Дэвид Боуи являлся одной из ключевых фигур этого течения. Он с легкостью вживался во все новые и новые образы, а потом с такой же легкостью расставался с ними. Он привнес в глэм-рок большую художественность, драматизм, амбициозность, лиричность и мелодичность. Глэм-рок стал в некотором роде визуальным предшественником готики, готика была вторым направлением, в котором особый акцент делался на имидже исполнителей, и некоторые элементы перешли в него, судя по всему, именно из глэма (андрогинность, мейкап и пр.).

   2. В 77-м году пришел панк и перевернул все верх дном. Многие музыканты резко потеряли свою популярность. Глэм-рок, начавший изживать себя в середине 70-х, был начисто смыт панковской волной. Уникальность Дэвида Боуи в том, что в этот же период, пока бушевал панк (77-79 г.г.) он в сотрудничестве с Брайном Ино записал 3 альбома, которые по своей значимости оказались ничуть не менее важными, чем то, что параллельно происходило в панке. Особую ценность для готики тут представляет 2-ая часть альбома Low, вышедшего в 77-м. [На нем, кстати, содержится та самая песня Warszava, в честь которой возникло первое название группы Joy Division - Warsaw (об этом упоминалось в обзоре Joy Division).] 4 композиции - "Warszava", "Art Decade", "Weeping Wall" и "Subterraneans" - представляли собой нечто совершенно новое, мрачное, и в то же время монументальное. Именно этот альбом, вполне возможно, впоследствии задал мрачный тон всему пост-панку и готик-року начала 80-х.

   3. Дэвид Боуи снялся в 13-и фильмах (подробнее об этом можно посмотреть, например, здесь: http://www.allmovie.com/cg/avg.dll?p=avg&sql=2:82636~C), к сожалению, с его участием я смотрел только фильм "Лабиринт", так что по этому вопросу мало что могу сказать, но вот по этой ссылочке http://gothicforum.gothic-cinema.ru/gothicforum/showpost.php?s=b65d58799ea45472a4d4564e497dabb9&p=3011&postcount=7 утверждается, что значительную роль в формировании готической субкультуры сыграл фильм "Голод" (1983) с участием Дэвида Боуи и Катрин Денев. "Этот фильм, посвященный двум вампирам, убивающим своих жертв с помощью ножа с рукояткой в форме анка, сыграл значительную роль для формирования молодой субкультуры. Анк (древнеегипетский символ вечной жизни) считается символом готов, песня "Bela Lugosi's dead" - своего рода гимном субкультуры, а девиз Goth's undead, появившийся благодаря этой песне - мотто готической субкультуры." - вот что утверждает автор заметки по поводу этого фильма.

   А теперь, рассмотрим биографию и дискографию Дэвида Боуи. Очень большая и интересная статья находится здесь: http://www.gromko.ru/done/showbook/article4834.html. Из нее я сделал лишь некоторые выписки, которые касались альбомов Дэвида Боуи 70-80-х годов.    Дэвид Боуи (настоящее имя: Дэвид Роберт Джонс) родился 08.01.47 в Брикстоне, Англия. В подростковом возрасте в драке ему повредили глаз, и он так и Дэвид Боуиостался с парализованным зрачком. Рано развившийся Дэвид с детства интересовался музыкой, в 16 лет научился играть на саксофоне и играл в местных полупрофессиональных группах. В 18 лет он оставляет саксофон и начинает учиться играть на акустической гитаре. В 1966-м берет псевдоним Дэвид Боуи, т.к. появился другой Дэвид Джонс - из группы The Monkees.

   1966-68 - несколько попыток Дэвида Боуи создать собственную группу, но их записи остались без внимания.
   1969 - на сцене фестиваль-холла Боуи представил 20-минутную постановку, рассказывающую о парне, преследуемом китайскими властями, который хочет найти себя в тибетской духовности.
   1969 - Sрace Oddity. На содержании альбома сказались изменения в молодежном движении к рубежу шестидесятых-семидесятых годов, угасание движения модов и хиппи, альбом обнаружил также и определенные литературные веяния, в частности чувствовались отголоски романа Артура Кларка "Космическая Одиссея" и одноименного фильма Стенли Кубрика в истории жизни и смерти космонавта, который пространство предпочел человеческому обществу, а в музыке стал заметен некоторый уклон к театральности.
   1970 - The Man Who Sold the World. Альбом, в котором сильно проявились фаталистические мотивы.
   1971 - Hunky Dory. Альбом, наполненный эстетством марсианских романов американского фантаста Берроуза и апологета поп-арта Энди Уорхола. Дэвид Боуи предстает публике в роли бисексуала, однако чуть позже становится понятным, что это был всего лишь рекламный трюк.
   1972 - The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Sрiders from Mars. Песни этого альбома ввели новую сценическую маску Боуи - пришельца с Марса "Зигги Звездная Пыль", завершенный образ чувствительности и чувственности, напетые фантазмы, смесь заумности, шока и банальности.
   1973 - Aladdin Sane. Альбом, вызвавший привычный взрыв внимания публики, и в то же время оказавшийся несколько разочаровывающим в сравнении с предыдущими работами музыканта, хотя и содержал вполне достойные, почти классические для жанра композиции.
   1973 - Рin-Uрs. Альбом, содержащий переработки любимых песен Дэвида Боуи авторов английской поп-сцены 64-67 годов, и получивший плохую оценку прессы.
   1974 - Diamond Dogs. Основой альбома стало телешоу "The 1980 Floor Show". Песни альбома - о храбрых ребятах из романов Уильяма Берроуза.
   1975 - Young Americans. Боуи выставил на суд публики новый психо-музыкальный образ Хрупкого Белого Герцога. Теперь он - аккуратный, облаченный в строгий костюм-ретро - поет о том, что "пора кончать с этой сопливой демократией". Тогда же в Голливуде он снялся в фильме Николаса Роэга "Человек, который упал на Землю", где пришелец скупил всю Землю, переделал ее по фашистскому образцу и стал фюрером всей планеты.
   1976 - Station to Station. Альбом продолжил эстетику предшественника, отыгрывая мифы музыкального диско-фанки в более технологических аспектах.
   1977 - Low. Альбом был встречен аудиторией с некоторым смущением: рядом с обычными коммерческими песнями были и протяженные произведения, с интересной работой композитора и аранжировщика. Как певец, Боуи сохранил прежнюю точность, но в отличие от старых работ его вокал несколько отошел назад, чтобы уступить путь Боуи - сочинителю и инструменталисту.
   1977 - Heroes. Альбом и в художественном, и в коммерческом плане оказался убедительнее своего предшественника. На этом альбоме заметно участие Роберта Фриппа, возросла авторская доля и влияние на все звучание в целом Ино. Высокие художественные достоинства дополнялись изрядной долей юмора, и даже усмешкой над самим собой.
   1979 - Lodger. И здесь велика авторская доля Ино, снова чувствуется влияние иных музыкальных культур. Снова на передний план вышел вокал, который доминирует практически на всех композициях.
   1980 - Scary Monsters. Это была еще одна из метаморфоз Боуи, в которой индивидуализм и агрессивность были соединены с юмором и ироническим взглядом на жизнь.
   1983 - Let's Dance. Опять совершенно иной альбом, который был записан всего за две недели, появился на рынке осенью
   1983 года и сразу стал мировым бестселлером, пожалуй, крупнейшим в карьере Боуи. Результатом явилось утонченное звучание, которое постоянно осциллировало между попом, роком и соулом. Духовая секция часто придавала песням и джазовые оттенки. Боуи пел с неподражаемой уверенностью, для каждой песни находил иные краски, иной способ выражения и фразирования.
   1984 - Tonight. Альбом содержал много версий материала других авторов - Don't Look Down Боба Марли, God Only Knows Брайана Уилсона, I Keeр Forgetting Либера и Столлера, Neighbourhood Игги Попа. По мнению рецензента Melody Maker, диск звучит так, будто он вышел из кошелька, а не из сердца или ума артиста - он выполнен в стиле бесстрастно-ностальгическом и лирика его совершенно мирская.
   1987 - Never Let Me Down. Альбом обозначен "возвращением к корням", и получил плохие отзывы. Обозреватели пришли к выводу, что у Боуи не хватает людей, чтобы выразить его музыкальные идеи, если бы таковые имелись.
   Про 90-е и 00-е годы в статье информации нет, а у меня нет альбомов Дэвида Боуи этих лет, так что рассказать мне про них, к сожалению, нечего. Я просто перечислю эти альбомы:

   1993 - Black Tie White Noise
   1995 - Outside
   1997 - Earthling
   1999 - Hours
   2002 - Heathen
   2003 - Reality

   Дэвида Боуи в Иркутске можно легко купить как на CD, так и в mp3.
Альбомы, которые рекомендую слушать в первую очередь: Low, Heroes и The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Sрiders from Mars.

   информатор

назад в Музыку
Hosted by uCoz