Как известно, приведения чаще всего обитают в старинных мрачноватых замках, построенных ещё пять-шесть столетий назад. Обычно в подобных местах на протяжении веков происходит немало кровавых драм. Большим количеством таких замков и, соответственно, приведений славятся Великобритания и ряд других стран Северной и Западной Европы. Приведения - это их неотъемлемые атрибуты, своего рода визитные карточки. Ну, и одна из приманок для туристов. Однако за последние полвека приведения расселились можно сказать, "по всему белу свету". Немало их обосновалось в Соединённых Штатах.
Что касается привычек американских приведений, то обычно они избегают старых, обветшалых, разваливающихся зданий. И наоборот, в самых шикарных особняках иногда бродят чуть ли не толпами. В 60-е годы 20-ого века последнее обстоятельство доставило немало забот и неприятностей, например, одной из голливудских кинозвёзд, актрисе немецкого происхождения Элке Зоммер и её мужу, писателю Джо Хайемсу.
Вскоре после покупки в 1964 году роскошного дома супруги поняли, что, помимо них, в новом жилище обитают ещё и приведения. Одно из них первой обнаружила приятельница Элке, немецкая журналистка. Загорая около бассейна, она увидела неожиданно появившегося рядом с домом незнакомого мужчину лет пятидесяти, под два метра ростом, атлетического телосложения, одетого в элегантный чёрный костюм и белую сорочку с галстуком. Гостья сообщила хозяевам, что видела во дворе незнакомца и описала его внешность. Те удивились и несколько встревожились, поскольку ни один их знакомый не подходил под описание журналистки.
Прошло две недели, и джентльмен в чёрном костюме появился снова. На этот раз ранним утром, его увидела из окна своей спальни мать актрисы. Пожилая женщина перепугалась и уже была готова закричать, как вдруг непрошенный гость мгновенно исчез.
Однако эти два случая послужили лишь началом проблемы, с которой столкнулись супруги в своей фешенебельной усадьбе. Вскоре по ночам в доме стали раздаваться странные, довольно громкие звуки - какие-то шорохи, скрипы, а иногда казалось, что среди ночи в столовой кто-то передвигает стулья, стоящие вокруг стола.
Поначалу Джо Хайемс полагал, что все эти звуки вызваны естественными причинами, например, шелестом листвы и скрипом ветвей непомерно разросшихся деревьев и кустов в саду. Деревья и кусты подрезали, но странные звуки раздавались по ночам по-прежнему. После этого каждый вечер перед сном Джо стал обходить весь дом, проверяя, хорошо ли закрыты на шпингалеты окна и все ли двери заперты. Однако на следующее утро на одном и том же окне первого этажа шпингалеты регулярно оказывались поднятыми. Вскоре к прежним звукам прибавились новые. Теперь и прислуга, и хозяева нередко слышали, как по нескольку раз за ночь в доме открывается и закрывается входная дверь, хотя утренняя проверка каждый раз подтверждала, что с вечера дверь была надёжно заперта изнутри. В конце концов, все эти непонятные события настолько "достали" Хайемса, что он установил в доме нечто вроде системы слежения, состоящей из микрофонов, радиопередатчиков и приемников. Но обнаружить нарушителей ночного спокойствия это не помогло.
Весной 1965 года супруги уехали на отдых в Европу, оставив дом на попечение своего приятеля. С началом его "правления" загадочных происшествий в доме прибавилось. Так, каждое утро он обнаруживал входную дверь распахнутой настежь, как бы тщательно ни запирал её накануне вечером. А однажды в августе среди бела дня садовник увидел через окно, что в столовой бродит тот самый субъект в чёрном костюме. Решив, что это грабитель, садовник уже хотел было поднять тревогу, но "грабитель" прямо у него на глазах буквально растаял в воздухе.
Возвратившись из Европы, Хайемс понял, что количество и разнообразие необъяснимых происшествий в доме продолжает увеличиваться, и решил обратиться за консультацией и помощью в Южно-Калифорнийское общество изучения паранормальных явлений. Там внимательно выслушали взволнованный и сбивчивый рассказ Хайемса и попросили разобраться с тем, что творится в его доме, доктора Тельму Мосс, психолога из Нейропсихологического института при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Пригласив принять участие в расследовании двух авторитетных местных экстрасенсов, Лоту Ван Штраль и Бренда Крэншоу, Тельма вместе с ними отправилась в усадьбу Хайемса.
Экстрасенсы сразу же почувствовали присутствие приведений и даже сумели обрисовать облик одного их них. Описание полностью совпадало с внешним видом "мрачного типа в чёрном", как его окрестила прислуга, которая наряду с хозяевами дома также неоднократно видела эту личность. А поскольку экстрасенсам заранее ничего не было известно о характере происходившего в доме, то Тельма сочла такое совпадение весьма знаменательным признаком. Кроме того, экстрасенсы сообщили, что в своё время "оригинал" призрака, человек в возрасте 50-55 лет, умер от сердечного приступа. При жизни он имел непосредственно отношение к этому дому и по каким-то причинам не хотел (или не мог) покинуть его.
Получив такую информацию, Хайемс попробовал выяснить, кем были предыдущие владельцы дома, каково им жилось в нём, и как складывалась их судьба. Сведения, которые удалось добыть, были достаточно скудными, но оказалось, что все жившие здесь люди также постоянно испытывали, как сказал один из них, "дискомфорт от вмешательства неких потусторонних сил" в их повседневную жизнь. Однако это обстоятельство не пугало Хайемса.
- Кем бы ни были все эти приведения, и что бы они тут не вытворяли, - сказал он в беседе с журналистами газеты Saturday Evening Post, - им не удастся запугать нас и заставить покинуть наш дом.
Тем не менее, дальнейшее развитие событий все же вынудило семью Джо Хайемса принять решение о продаже дома.
После того как группа Тельмы Мосс закончила обследование усадьбы, Элке Зоммер предложила мужу пригласить ещё какого-нибудь специалиста по аномальным явлениям и выслушать его мнение о том, что (или кто) мешает им спокойно жить. Джо согласился. Выбор супругов пал на Жаклин Истлунд, которая была известна в этих краях как опытный экстрасенс и к тому же слыла ясновидящей.
Жаклин приехала весной 1966 года, обследовала дом, рассказала хозяевам примерно то же самое, что и Тельма Мосс с коллегами, но при этом добавила: "Я вижу, что в вашей столовой в будущем году может вспыхнуть пожар. Будьте осторожны".
После долгих размышлений супруги в 1987 году приняли решение продать дом, но сделать это вовремя не успели. Незадолго до завершения сделки, в одну из ночей, столовую внезапно охватило пламя. К счастью, обошлось без жертв, но спасти дом не удалось. Причина пожара, так же как и то, почему в доме хозяйничали приведения, навсегда осталось тайной.
В пятницу, 29 декабря 1972 года "боинг" американской компании Eastern Airlines рейсом 401 вылетел из Нью-Йорка в Майами. Той же ночью самолёт потерпел катастрофу вблизи города Эверглейдс, в восьмидесяти милях от места назначения. Все находившиеся на борту - более ста человек - погибли, в том числе командир Боб Лофт и бортинженер Дан Репо. Следственная комиссия пришла к стандартному выводу, что катастрофа произошла из-за неисправности приборов и ошибки пилота. После окончания следствия, уцелевшие и пригодные для дальнейшей эксплуатации узлы и детали самолёта, были демонтированы и переданы в технические службы Восточных авиалиний для использования в качестве запасных частей.
Спустя некоторое время среди работников авиакомпании поползли слухи о том, что на её лайнерах во время полетов нередко появляются призраки Лофта, Репо или других членов экипажа того трагического рейса 401 и что чаще всего их видят на "боинге" с бортовым номером 318.
Все началось с того, что на некоторых рейсах этого лайнера только что разогретая на кухне и приготовленная для подачи пассажирам еда вдруг оказывалась совершенно холодной. Одновременно участились случаи, когда члены экипажа явственно ощущали присутствие в кабине кого-то ещё, кроме них, хотя на самом деле там больше никого не было.
Однажды бортинженер, пришедший перед вылетом в кабину, чтобы проверить приборы и оборудование, увидел там человека в форменном кителе авиакомпании со знаками различия второго офицера. Бортинженер сразу узнал офицера - это был его погибший приятель Дан Репо. Улыбнувшись, Дан, сказал ошеломлённому бортинженеру, что проверку можно не делать, поскольку он сам уже всё проверил. А во время одного из рейсов в салоне внезапно появился призрак Боба Лофта, его отчетливо видели командир корабля и две стюардессы. Время от времени, когда самолёт находился в воздухе, Репо или незнакомые девушки в форме стюардесс компании появлялись на ступеньках трапа, ведущего в салон из расположенной внизу кухни, но как только к ним кто-нибудь приближался, они тут же исчезали, как бы таяли в воздухе. Ввиду большого количества подобных сообщений, исходивших, как правило, от вполне заслуживавших доверия работников, руководство авиакомпании решило провести негласное расследование этих загадочных происшествий. В ходе расследования подтвердилась достоверность практически всех сообщений, а кроме того, обнаружилось, что большинство агрегатов и приборов, снятых с разбившегося самолёта, было установлено именно на "боинге" с бортовым номером 318.
Но, оказывается, приведения обитают не только в старинных замках, богатых современных особняках и самолётах. Они встречаются и не в таких уж древних или роскошных зданиях, а иногда и просто "на открытом воздухе". Например, у нас, в Санкт-Петербурге. Вот что рассказывает об этом журналистка газеты "Смена" Инна Свеченовская.
Одно из самых курьёзных петербургских приведений появилось вскоре после октября 1917 года в основанной ещё Петром Великим Кунсткамере (ныне Музей антропологии и этнографии). В своё время там, опять же по приказу Петра, был в качестве экспоната помещён скелет человека огромного роста.
После революционных бурных событий и последовавших за ними неразберихи некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Вскоре смотрители музея и охранники стали шепотом рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит призрак скелета и как будто что-то ищет. А искал он, конечно же, свой череп.
С этим приведением сталкивались многие работники Кунсткамеры, в том числе и её директор, ныне покойный Рудольф Фердинандович Итс. На все вопросы о приведении он отвечал, что такое существо действительно есть, и увидеть его может, в принципе, каждый желающий. При этом он подчеркивал, что характер у приведения достаточно миролюбивый, а к людям оно относится безразлично, как к неизбежному.
В общем, бродило себе приведение по залам музея и никого не трогало, пока кто-то не додумался решить его проблему чисто практически. К скелету присоединили чужой череп, и, видимо, удовлетворившись таким решением, приведение прекратило свои ночные блуждания и поиски.
Но, пожалуй, самое известное приведение нашего города избрало местом своего пребывания одну из городских достопримечательностей = Нарвские ворота. Эта триумфальная арка была воздвигнута в память об Отечественной войне 1812 года по проектам выдающихся зодчих Кваренги и Стасова. Её венчает колесница со статуей Славы, созданная скульпторами Клодтом и Пименовым. У подножия арки стоят скульптуры русских воинов работы Пименова и Демут-Малиновского, кроме того, ворота украшает барельеф с человеческими фигурами.
Вот как раз среди этих-то фигурок и обитает приведение. Как только часы пробьют полночь, оно оживает и, увидев идущего мимо человека, поднимает вверх руки. В прошлом жители близлежащих домов пугали им детей, а сами, особенно ближе к ночи, старались обойти ворота стороной. Ведь кто знает, что у приведения на уме: может, оно приветствует горожан, а может - проклинает...
Известный художник Павел Филонов увековечил приведение в Катине "Нарвские ворота", написанной в 1929 году. В наши дни любители острых ощущений, желая убедиться в существовании приведения, караулят его по ночам. Но оно, видимо, недовольное современной любознательностью и бесцеремонностью, теперь появляется крайне нерегулярно и руки поднимает как будто бы через силу.
Вадим Ильин